Как готовиться к поступлению в детский сад


Для каждого родителя именно его ребенок самый лучший, самый умный. Но вот его отдают в детский сад. Естественно, у мамы с папой возникают первые переживания, связанные с садом. А как ребенок привыкнет? Понравится ли ему…?

 "Садовник,собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землёй. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, не приживается".

 А теперь обратимся к ребёнку. Взрослые в семье понимают, что адаптационный период – один из самых сложных в жизни малыша. Все охаживают его, причитают, волнуются за него, но не более этого! И вот его приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых в новой для него обстановке…

 Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и ж жизни вашего ребенка – он идет в детский сад.

И Для того чтобы адаптация его к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать об особенностях этого сложного периода. В возрасте 1,5-3 лет у ребенка все взаимосвязано: состояние здоровья и эмоциональный настрой, физическое и нервно-психическое развитие. Это самый благодатный возраст – наиболее ощутимы изменения: малыш начал разговаривать, сам собирать или разбирать пирамидку, задавать первые вопросы: "почему?", "куда?". И это далеко не все.

 Необходимое развитие в это время малыш получает через и игрушки, самое важное для него занятие – игра. И родителям надо понимать, что добиваться желаемого можно через предложение: "Давай поиграем!". В детском саду постоянно играют с детьми, потому что именно в игре они знакомятся с окружающим миром, изобразительной деятельностью, конструированием, художественной литературой. В игре же происходит и развитие речи малышей.

 Обычно период адаптации детей к условиям ДОУ не превышает двух месяцев. Но для того чтобы он прошел без лишних потрясений, все окружающие взрослые должны постараться максимально избавить новичков от травмирующих факторов.

Что же для этого нужно ?

  

· Родители должны привыкнуть к мысли: "Мой ребенок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошел в садик".

· В уголке для родителей в детском саду есть режим дня ребенка. Это еще один важный пункт привыкания. Чтобы адаптация проходила благополучно, уже сейчас нужно приучать малыша к режиму дня, сходному в большой степени с режимом ДОУ: завтрак 8-9 утра, обед 12-13, сон с 13 до 15 часов; полдник в 15.30 часов, укладывание на ночь не позднее 21-22 часов. И стараться максимально придерживаться этого режима.

· Чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки.

 Адаптационный период условно можно разделить на этапы.

Подготовительный этап следует начинать за 1-2 месяца до приёма ребёнка в детский сад.

Задачи этого периода – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни.

 В первую очередь необходимо привести в соответствие домашний распорядок дня ребёнка с режимом дошкольного учреждения. Планомерно, постепенно можно подвести ребёнка к чёткому его выполнению.В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.д. В детском саду он не будет отказываться от знакомой пищи, не останется голодным.

 Ломка устойчивых стереотипов при других режимных моментах (кормление, укладывание спать) в детском саду приводит к негативным реакциям у детей. Поэтому следует провести соответствующую подготовку в домашних условиях, причём делать это постепенно, не торопясь, оберегая  нервную систему малыша от переутомления.

 В то же время необходимо обратить серьёзное внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребёнок, умеющий есть, раздеваться и одеваться (в соответствии с возрастом), не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладит остроту отрицательных эмоций. Самостоятельность ребёнка создаёт предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослыми и со сверстниками.

Основной этап адаптационного периода начинается с прихода мамы с малышом в группу. Педагог всегда доброжелательно встречает «гостей». Так начинаются их положительные взаимоотношения. Воспитатель воспользуется любой создавшейся ситуацией, чтобы дать почувствовать новенькому доброжелательное отношение к нему. Основная задача мамы в этот период – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Количество посещений мамы с ребёнком группы зависит от поведения ребёнка. Пусть мама введёт малыша в незнакомую для него обстановку («исследуют» группу, познакомится с игрушками и т.д.). Мама одобряет каждые действия ребёнка, подбадривает его улыбкой, жестами. Каждый визит длится не более часа. 

 Во время заключительного этапа ребёнок начинает посещать группу по 2-3 часа в день. Дома родители внимательно следят за его самочувствием, отмечают характер сна, аппетита. При первых проявлениях негативных изменений можно подержать ребёнка дома 2-3 дня, а потом привести ненадолго в детский сад. Следует отметить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализируется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь – сон.

 Адаптационный период считается законченным, если ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает, просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.

Длительность адаптации зависит также от уровня развития ребёнка. Если с ним систематически занимались дома, рос он общительным, самостоятельным, то в группе он быстро установит контакт с воспитателем, сверстниками, сможет занять себя содержательной игрой, обслужить – малыш не почувствует себя беспомощным.

  Вот мы и подошли к самому главному: все документы готовы, ребенок и родители настроены идти в садик, к детям.

 1-й день – вы приводите ребенка к 10 часам на прогулку и забираете тотчас после нее.

Затем в течение недели приводите малыша и оставляете в саду сначала на 2 часа, затем до обеда. А воспитатели и специалисты наблюдают за ним и в зависимости от его поведения, (привыкания, эмоционального настроя) сообщают вам, когда лучше будет оставить его на дневной сон, а потом уже и на целый день.

Но вот ребенок заплакал, и у родителей возникает вопрос: "Как быть?". Да ведь это очень хорошо, что малыш плачет, большую тревогу вызывают тихие, "равнодушные" дети, ведь они все переживания держат в себе. Ребенок плачет – и успокаивается эмоционально, он дает "сигнал" обратить на него внимание. Со всей ответственностью можно сказать, что плачущие поначалу дети в будущем посещают детский сад с большим удовольствием, чем тихие и спокойные.

Первые занятия и знакомства со специалистами проходят в группе, поэтому малыши к новым людям привыкают постепенно.

 Имейте в виду, что пока ваш ребенок не адаптируется к детскому саду, не стоит водить его в гости. Пусть для него на это время привычными будут только стены родного дома и своей группы.

И в заключении хочется пожелать вам успехов в воспитании ваших малышей. Любите их безусловной любовью, просто за то, что они у вас есть.

  

Наличие возможных навыков при поступлении в детский сад 
(возраст от 2 лет до 3 лет)

 

Навыки самообслуживания

  • ест довольно аккуратно, умеет пережёвывать пищу, использует ложку и чашку (возможно докармливание);
  • пытается одеваться самостоятельно (без застёгивания): надевает нижнее бельё, носки, штаны, обувь, шапку и т.д.);
  • самостоятельно моет и вытирает руки и лицо, начинает пользоваться носовым платком;
  • просится в туалет, используя слова;
  • узнаёт свои вещи;
  • с помощью взрослого убирает игрушки.

Индивидуальные особенности

  • употребляет в речи местоимения «Я», «Мой»;
  • понимает слова «нельзя», «надо», иногда выполняет;
  • любит, когда читают книжки;
  • рассматривает картинки, может обозначить словом предмет, действие;
  • любит слушать музыку;
  • любит рисовать так, как умеет.

 Развитие общения

  • изображает поведение взрослого;
  • «отыгрывает» на кукле, мишке знакомые действия: кормит, укладывает спать и т.д.;
  • любит играть рядом с другими детьми, иногда пытается вступить в контакт;
  • по просьбе взрослого может оказать помощь: подать полотенце, принести ложку.

 Развитие речи

  • понимает обращённую к нему речь;
  • повторяет за взрослым предложения из 3-4 слов;
  • самостоятельно строит предложения из 3-4 слов (допустимо неграмотное построение фразы);
  • может ответить на вопросы: «Где?», «Куда?».

 Сенсорное развитие

  • подбирает к образцу каждого из основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный) предметы соответствующего цвета;
  • ориентируется в контрастных формах предметов (мячик, кубик, кирпичик, крыша и т.д.);
  • различает большой и маленький предметы.

 Продуктивная деятельность

  • самостоятельно делает постройки (дом, диван…);
  • умеет рисовать замкнутую линию (клубочек, шарик,пытается лепить из теста булочки, лепёшки.

 Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

Адаптационный период может проходить сравнительно спокойно при следующих условиях:

· ребенок не должен ощущать потерю защиты и неудовлетворенность в базисной потребности в безопасности, поэтому присутствие кого-либо из членов семьи необходимо вплоть до окончания периода адаптации;

· необходимо придерживаться вариативной и гибкой системы постепенного введения детей в новые условия жизни, основанной исключительно на оценке поведенческих и познавательных характеристик каждого из них.

 У каждого ребенка свой ритм адаптации. С учетом этого время пребывания ребенка в детском саду увеличивается постепенно: сначала он приходит только на прогулку, затем к началу утренних занятий и уходит домой к концу прогулки.

 

 

  Вы, уважаемые родители можете сами определить готовность вашего ребёнка к детскому саду, ответив на вопросы данной анкеты.

   

Уважаемые родители!
Прислушайтесь, представьте, что хотел бы сказать ваш малыш Вам перед тем, как идти в детский сад…

  

 Я хочу предупредить вас, что адаптация к детскому садику может протекать у меня очень болезненно.

Причин много: резкая смена условий, ломка привычных форм жизни, отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое число детей, новый распорядок дня и т.п. Всё это может вызвать у меня бурные реакции.

 Не менее тяжело будет и моим воспитательницам и нянечкам. Но я знаю, что они хорошие и всегда придут мне на помощь. А ещё в детском саду есть психолог, который своевременно организовывает подготовку к приёму новичков, помогает воспитателям завоевывать симпатии детей.

 Очень важно, чтобы между вами, мои родители, и сотрудниками детского сада была согласованность. Постарайтесь приблизить мой режим дня к детсадовскому, упражняйте меня в самостоятельности.

 Мне немножко страшно и поэтому побудьте со мной в группе несколько дней. Это поможет мне спокойно сориентироваться в новых условиях. Поддержка, теплота, уверенность в том, что мама рядом, помогут мне освоиться в новой обстановке, познакомится с воспитателями и детьми.

 А ещё я хочу брать с собой в детский сад свои любимые игрушки. Это обеспечит мне психологический комфорт.

 Я так хочу в детский сад! Ведь я там не буду сидеть без дела. Меня научат лепить, делать аппликации, рисовать, конструировать, петь, танцевать. Я буду ухаживать за растениями, играть, смотреть картинки.

 Я знаю, меня там ждут и будут очень рады встрече со мной!

 

Памятка для родителей:

  •  Вы должны понять, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не сможет сделать для Ваших детей всё. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто нельзя.
  •  Утром, когда детей приводят в детский сад, вместе с воспитателем поприветствуйте каждого ребёнка, поинтересуйтесь, как малыши провели утро перед садиком. Ваш малыш научится быть доброжелательным, приветливым и внимательным к другим людям.
  • Если у Вас есть хоть немного времени, не спешите уходить, побудьте в группе. Вы станете участником нашего начала дня.
  • Понаблюдайте за игрой детей. Вы узнаете, какие потребности испытывают дети этого возраста.
  • Почитайте, поиграйте или порисуйте вместе с детьми. Вы обретёте новых маленьких друзей, а Ваш ребёнок будет испытывать огромную гордость, что у него есть Вы.
  • Читайте материалы на информационных стендах. Вы найдёте много полезной информации по проблемам воспитания и развития детей.
  • Поделитесь своими идеями об организации жизни детей в учреждении. Мы рады сотрудничать с Вами.
  • Задавайте вопросы по интересующим Вас темам. Мы вместе найдём решение.
педагог-психолог
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №12" г.Усинска
Елена Сергеевна,

Боровченко

+7 (82144)45-235

zvezdochka-usinsk@yandex.ru

© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.
наверх
Яндекс.Метрика