РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
В ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Мы привыкли, что процесс обучения дошкольников (и не только их) строится по принципу «повтори за мной». Другими словами, успешным, а значит умным, считается тот, кто может воспроизвести услышанное от воспитателя. Но в данном случае ребенок задействует свою память, а не свое мышление, свой ум. Это репродуктивное обучение.
И совсем по-другому происходит процесс усвоения знаний при продуктивном, или развивающем, обучении. В этом случае ребенок САМ добывает знания, САМ находит ответы на поставленные вопросы. Преимущества такого обучения очевидны.
При репродуктивном обучении ребенок овладевает определенным набором алгоритмов (схем) решения тех или иных задач, и при столкновении с новой, нестандартной задачей он оказывается беспомощным, не знает, как поступить. Более того, любые знания со временем устаревают. И если вновь не обучить нашего, уже выросшего, ребенка, он окажется несостоятельным как в профессиональном, так и в личностном плане. Результаты такой несостоятельности мы встречаем повсюду: с изменением экономической ситуации многие люди не знают, что им делать, как вписаться в новую жизнь.
При продуктивном же обучении, сталкиваясь с новой проблемой, человек может использовать свои умения по поиску решения. Соответственно, появление новой проблемы становится для него не тупиком, а способом продолжить свое образование. Такие люди способны к нестандартному, творческому решению поставленной задачи, они оказываются востребованными современным обществом.
Таким образом, одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для развития познавательной активности ребенка. А чтобы поддержать и развить познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей. Недаром дошкольников часто называют «почемучками»: они все хотят знать, все попробовать своими руками. И как важно нашими взрослыми «правильными» ответами не погасить этот огонек любознательности!
При проведении таких занятий необходимо ставить перед детьми проблему, которую они могут сами решить, используя свой прошлый опыт, наблюдая за теми или иными явлениями и событиями. Следует так ставить вопрос, чтобы дети могли высказать свое мнение, а не просто повторить ранее услышанное. Это вопросы типа: «А что, если?..», «Почему?» И не забывайте чаще повторять детям: «Как ты думаешь?», «Предложи свой вариант...» и т.д.

ОТ ЛЮБОПЫТСТВА К ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ


Познавательный интерес — потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению содержания окружающего мира. Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Также можно сказать, что познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности.
Условно выделяют последовательные стадии развития познавательного интереса.
Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами. С устранением внешних причин исчезает и избирательная направленность. Эта стадия не обнаруживает подлинного стремления к познанию, но может служить его первоначальным толчком.
Любознательность — стремление проникнуть за пределы увиденного, которое сопровождается сильным выражением эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности.
Узкий познавательный интерес — узкая направленность на ту или иную область познания, характерная для среднего школьного возраста.
Теоретический интерес.
Познавательный интерес играет в процессе обучения огромную роль.
КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ — то есть средство привлечения к обучению, активизации мышления детей, как средство, заставляющее их волноваться, переживать, увлеченно работать. В этом случае говорят о занимательности в обучении. Сущностью занимательности являются новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям.
Все эти особенности занимательности — сильнейший побудитель познавательного интереса, обостряющий эмоционально-мыслительные процессы, заставляющий пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения, находить выход из создавшейся ситуации.
Назначение занимательности при обучении детей:
• первоначальный толчок к познавательному интересу;
• опора для эмоциональной памяти, средство запоминания;
• своеобразная разрядка напряженной обстановки на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;
• средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.
КАК МОТИВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — является наиболее существенным. Для образования мотива недостаточно внешних воздействий (занимательности). Мотивы должны опираться на потребности самой личности: лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность, значительность, закрепляется в мотиве. Познавательный интерес как мотив имеет меньшую ситуационную привязанность: он заставляет ребенка интересоваться тем или иным не только в рамках занятий, но и за их пределами.
Для формирования и развития познавательного интереса необходимо:
• укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
• развивать у детей чувство собственного достоинства: позиции воспитателя и ребенка являются равными, партнерскими;
• развивать творческие силы детей, создавать для этого условия;
• использовать приемы, способствующие выходу двигательной энергии.
Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
• интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
• эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
• регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
• творческие — воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образов.
Таким образом, занятие будет познавательным, если дети в ходе его:
• думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
• удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
• внимательны (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю);
• фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).
Необходимо помнить, что до тех пор, пока побуждения к деятельности ребенка будут исходить от воспитателя, а его (ребенка) собственная деятельность не будет опираться на «внутреннюю» среду, — формирование его интереса будет испытывать колебания ситуативного порядка. А при отсутствии специальных побуждений извне интерес может и вовсе угаснуть. Иной характер принимает формирование познавательного интереса, когда ребенок выступает субъектом познания: он принимает поставленную задачу как эмоционально значимую. При этом важно, чтобы цель деятельности ребенка была актуальной, чтобы он мог применить полученные знания в жизни.
Психологи отмечают, что интерес сообщает познавательной деятельности силу, интенсивность, легкость, быстроту, плодотворность, снимает утомление, создает здоровый климат общения и коллективной деятельности. 
 

педагог-психолог
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №12" г.Усинска
Елена Сергеевна,

Боровченко

+7 (82144)45-235

zvezdochka-usinsk@yandex.ru

© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.
наверх
Яндекс.Метрика