Конспект    занятия  для детей старшего возраста 

"Театр эмоций"

(08.04.2015г)

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать его в мимике.

Задачи: 

1) развитие умения различать эмоции по их проявлениям,
2) развитие выразительной мимики,
3) проигрывание различных эмоциональных состояний,
4) расширение представлений детей о том, что музыка может характеризовать эмоционально – чувственную сферу людей,
5) дать опыт проживания негативных ситуаций,
6) обучение детей способам регуляции своих эмоций (снятие психоэмоционального напряжения, страхов, умение изменить свое настроение).

Методические приемы: 

- показ
- обсуждение
- элементы сюжетно – ролевой игры
- релаксационные приемы

Оборудование: 
 Магнитофон, покрывало, диски с записями,  черный мешочек, ,мягкая игрушка «Гусь», бусы, пиктограммы эмоций, бантик, два колпачка из бумаги,  платок

Ход занятия:
1) Приветствие
2) Основная часть

Действия педагогаДействия детей

Психолог: - Сегодня к нам в гости пришли эмоции. (Он медленно снимает покрывало со стульев, на которых разложены пиктограммы, обозначающие разные эмоции, а дети должны догадаться, что за эмоции перед ними).

Психолог: - Узнаете вы их?

 

 

Психолог: - Молодцы! Эмоции пришли не с пустыми руками, они принесли для нас свои игры и задания.

 

Психолог показывает на пиктограмму «радости»:

 

- Что это за эмоция?

- Как вы догадались?

- Изобразим её.

 

- Хорошо! А теперь, представьте себе, что мы попали в театр. В театре есть сцена, актеры и зрители. Всё, что в середине нашего круга – это сцена. У меня в руках колпачки. Когда я вам надену их, вы станете клоунами и попробуете с помощью движений и выражения лица изобразить веселых клоунов. Кто хочет попробовать? (Выбирается два клоуна). А все остальные – зрители. Я включаю музыку, и представление начинается!

 

- Ребята, получилось у … ? (обсуждается каждый ребенок).

- Понравилось вам исполнять роли?

 

- Мы с вами весело посмеялись, но посмотрим, что приготовила нам грусть (психолог показывает на пиктограмму «грусти»).

 

- Слышите? (Включается запись с шумом дождя). Дождь пошел, и сразу стало грустно. Стали печальны цветы и грибы в лесу. Давайте покажем, как цветы наклонили головки до самой земли и грустно качают своими бутончиками (демонстрируется картинка с цветами под дождем). Для этого соединим руки над головой – это наши бутончики, будем медленно опускать руки вперед и раскачивать ими, а лицо у нас грустное, печальное; тяжелые капли дождя колотят по нежным бутончикам и листочкам.

 

- А недалеко от цветов растет старый гриб. Гриб настолько старый, что вот – вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает порывов сильного ветра и тяжести большой намокшей шляпки (демонстрируется картинка с грибом под дождем). - Давайте покажем этот печальный гриб. Расставим ноги, опустим плечи и руки, голова клонится к плечу. На лице у нас грусть, мы плачем.

 

- Но дождь, наконец, закончился (запись дождя выключается), мы уже не плачем, но все еще грустно. Давайте покажем, как нам грустно.

 

- А вы знаете, как можно прогнать грусть? Нам поможет стихотворение:

- Я от грусти не заплачу,

Поведу себя иначе.

Чтобы грусти не бояться,

Надо весело смеяться!

 

- Давайте вместе прочитаем этот волшебный стишок!

 

- А мы умеем с вами смеяться?

-   Посмеялись, вот грусть и ушла!

 

- Посмотрите, какая эмоция готовит для нас следующее занятие (психолог показывает на пиктограмму «страха»). Включается музыка.

- Да, это эмоция страха. Попытаемся изобразить страх на своем лице: широко откроем глаза, рот, мы вот – вот закричим от страха! 

 

Послушайте музыку, посмотрите на меня.

 

- Молодцы! (психолог хвалит детей, у которых получилось лучше всех).

- Сейчас я расскажу вам историю про девочку Галю. Вы её внимательно слушайте. А потом мы разыграем сценку (зачитывается рассказ «Галя и гусь»). Итак, чтобы разыграть эту сценку, нам нужна девочка Галя. Кто может её изобразить?

 

- Гусь у нас есть – вот он (демонстрируется игрушка). И еще нам нужна бабушка.

На ребенка, изображающего Галю, надеваются бусы  и бантик, на бабушку – платок.

 

- Теперь покажем нашу сценку…

- Очень хорошо получилось у ребят! Кто – то еще хочет разыграть эту сценку?

- Смотрите ребята, получается, чтобы прогнать страх, нужно защитить того, кто боится, утешить его. Как мы можем это сделать?

 

- Давайте вместе сначала испугаемся, сделаем испуганное лицо, а потом улыбнемся.

 

- Но нас ждет еще одна эмоция. Посмотрите на выражение лица. Что произошло с его ртом, бровями? Какие у него глаза? (психолог показывает пиктограмму «злость»). Что это за эмоция?

 

- Правильно. Это злость (включается музыка). Попробуем изобразить её: нахмурим брови, расширим глаза, оскалим рот в страшной ухмылке.

 

 Молодцы, хорошо получилось … (обсуждается каждый ребенок).

 

- Злость приготовила для нас игру под названием «Жужа». Жужа – это пчела, которую дети хотят выманить из улья, чтобы полакомиться медом. Они кричат ей:

Жужа, Жужа, выходи!

Жужа, Жужа, догони!

 

А Жужа смотрит из улья, показывает кулаки, делает страшное лицо, топает ногами от злости, не хочет выходить из улья, а когда ей все это надоедает, она выскакивает из улья и начинает гоняться за детьми, стараясь их поймать.

 

- Кто у нас будет Жужей?

- Итак, Жужа у нас есть, она сидит в улье, а мы дразним её, стараясь выманить из улья.

 

- Понравилась игра?

- Но мы с вами не будем злиться. Вот это волшебный мешочек и мы спрячем сюда всю злость (демонстрируется черный мешочек). Покричим в него:

- Уходи, злость! Уходи!

- Вся злость ушла?

- Теперь крепко завяжем его и спрячем (мешочек завязывается и убирается).

 

- Скажите, какие эмоции были у нас в гостях сегодня?

- Изобразим их с помощью выражения лица.

- Молодцы!    

 Дети отвечают: - Да!


Дети отвечают: - Это радость.


Дети отвечают: - Потому что лицо с улыбкой.


Психолог улыбается, дети повторяют за ним.




Дети под веселую музыку улыбаются и изображают радостных клоунов. (Каждый ребенок должен побывать в роли клоунов).





Дети отвечают: - Да!







Дети прислушиваются к шуму дождя.


Психолог показывает движения грустных цветов, дети повторяют за ним.




Психолог показывает движения и мимику, дети повторяют за ним.




Дети показывают  мимикой грусть вместе с психологом. Отмечаются лучшие показы.



Дети читают стихотворение вместе с психологом.





Дети смеются вместе с психологом.


Дети отвечают: - Страх, испуг.


Психолог показывает мимикой  «страх», дети повторяют за ним.









Выбирается желающий из детей.

Психолог медленно зачитывает рассказ, ребенок,
играющий Галю, мимикой показывает, как он испугался, бабушка в конце истории гладит Галю по голове, успокаивая её.

Сценка разыгрывается несколько раз, чтобы все дети поучаствовали в роли испугавшейся Гали.

Обсуждение вариантов с детьми: погладить по голове, обнять, сказать ласковое слово, помочь сделать то, чего боится этот человек. Если мы сами чего – то боимся, можно попросить помощи у друга, воспитателя, мамы или вспомнить что – нибудь хорошее, улыбнуться и страх… убежит.

Дети показывают.

 

Дети выполняют вместе с психологом, отмечаются лучшие показы.

 

Дети отвечают: - Злость, гнев.

 

 

 

Дети выполняют вместе с психологом.

 

Выбирается водящий из детей.

 

Дети с психологом играют в игру…

 

Проигрываем игру несколько раз, чтобы все дети смогли побывать сердитой  Жужей.

 

В конце игры обсуждается, что у кого получилось и что пока не получается.

 

Дети отвечают: - Да!

 

 

 

Каждый ребенок по – очереди кричит в мешочек слова.

 

Дети отвечают: Да!

 

Дети называют: - Радость, грусть, страх и злость.

 

 

Дети изображают эмоции вместе с психологом, отмечаются умения каждого ребенка.
 

 

3) Заключительная часть

- Наше занятие подходит к концу, и я уже слышу, как журчит наш ручеек радости (упражнение из программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему «Я»). Давайте возьмемся за руки, представим, как чистый ручеек течет по нашему кружочку, и поделимся своей улыбкой друг с другом (дети передают свою улыбку по кругу).

- Все получили улыбку и хорошее настроение! Занятие закончено. До свидания!
 

педагог-психолог
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №12" г.Усинска
Елена Сергеевна,

Боровченко

+7 (82144)45-235

zvezdochka-usinsk@yandex.ru

© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.
наверх
Яндекс.Метрика