Что делает психолог в детском саду?

Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? 
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.
Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.
Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)
Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.

Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях. 

Задачи
•    Выявление причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования.
•    Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ.
•    Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана
•    Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации.
•    Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития.
•    Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации.
•    Оказание консультативной помощи родителям и педагогам.
•    Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка.

Психология в образовательном учреждении имеет 3 направления:

-работа с детьми;

-работа с родителями;

-работа с коллективом.

Каждое из этих направлений состоит из психодиагностики, психокоррекции и психопрофилактики.

Что же делает психолог в ДОУ?

Возрастная группаЧто делает психолог?
I младшая группа
(2 - 3 года)

 

•    сопровождение процесса адаптации, наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка

•    ведение листа адаптации совместно с воспитателем группы и медсестрой

•    игры с детьми, беседы, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения

•    консультации с родителями по вопросам адаптации ребенка

•    консультации с педагогами группы по нормализации адаптационного периода

II младшая группа
(3 - 4 года)

 
•    индивидуальная диагностика уровня развития ребенка (по наблюдениям, запросу педагогов и родителей). Проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии
•    индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики, рекомендации по развитию ребенка.
•    консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
средняя группа
(4 - 5 лет)

 
•    индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.
•    индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.
•    консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
•    индивидуальная диагностика уровня развития ребенка по запросу логопеда для ПМПК
старшая группа
(5 - 6 лет)     
•    индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.
•    индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.
подготовительная группа
(6 - 7 лет)

 
•    групповая диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности
•    индивидуальная углубленная диагностика уровня развития ребенка (в случае, если ребенок в групповом режиме показал недостаточные результаты).
•    индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики.
•    консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
•    развивающие занятия с детьми по подготовке к школе
•    итоговая диагностика готовности к школе детей

Использованная литература:

  1. Андреева А. Программа работы психолога в ДДУ    
  2. Прохорова Г. Перспективное планирование работы психолога ДОУ
  3. Рогов Е. Настольная книга практического психолога в образовании

педагог-психолог
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №12" г.Усинска
Елена Сергеевна,

Боровченко

+7 (82144)45-235

zvezdochka-usinsk@yandex.ru

© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.
наверх
Яндекс.Метрика