ИГРЫ  НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О  СЕБЕ, НА  РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ


Цель.  Способствовать  раскрытию ребенком  своего  «Я».  Учить  детей., подчеркивать  свою индивидуальность.  Формировать  установку  на  взаимопонимание.  Поддерживать  атмосферу благоприятного, эмоционально-психологического микроклимата.
1.    Упражнение «Давайте познакомимся»    
 Дети, сидя в кругу, по очереди представляют себя, подчеркивая свои привычки, умения, привязанности. Например: меня зовут Саша. Я люблю животных. У меня дома живет кошка, я играю с ней. Мне нравится рассматривать книги про богатырей и. т. д. Форма обсуждения должна быть мягкой, ненавязчивой. Для запоминания имен детей можно использовать прием «сннежного кома»; первый ребенок, сидя в кругу, называет свое имя, второй повторяет имя первого ребенка и называет свое, третий ребенок называет имена первого и второго и свое и т. д. Для активизации представления себя можно использовать игру в ассоциации «Какое растение, животное, птицу, цвет, время года мне напоминает Коля?» Дети высказывают свое мнение об одном ребенке по очереди.
2.    Упражнение «Мое ласковое имя»
Скажите, дети, какими ласковыми именами вас называют мама и папа, дедушка и бабушка, знакомые вам люди? В каких случаях это происходит? Когда от вас что-то требуют? Когда обращаются с просьбой? Или когда у ваших близких хорошее настроение? Как вы себя чувствуете, когда к вам обращаются ласково? Бот так: «Сашулька, будь любезен, подай мне туфли". Что вам хочется сделать в ответ на хорошие слова? Делаете ли вы это? Если нет, то почему? Давайте возьмемся за руки и скажем друг другу «Ласковушки» — приятные, ласковые, нежные слова. Домашнее задание детям . Запомнить, каким ласковыми именами их вечером называют родители и на следующий день рассказать об этом.
3. Упражнение "Поговорим о вчерашнем дне"
Сесть в круг и рассказать друг другу о том, как вчера же вечером их называли родители.
Что вы испытывали при этом? Было ли вам приятно, Грустно? Что интересного произошло вчера вечером? Познакомить детей со значением своего имени.
4.    Упражнение "Что во мне хорошего".
 Расскажи всем  о том, что любишь в себе (добрый, честный, справедливый, смелый, заботливый, ласковый).
5.    Упражнение «Кто я?»
Предложить детям рассказать о себе как о другом человеке. Например: этого мальчика зовут Саша (показать на себя), он — хороший человек, добрый,  защищает его. Он любит рассматривать картинки о животных. У него дома есть кошка Мурка. Этому мальчику нравится, когда мама и папа играют с ним.
6.    Упражнение «Узнайте мoeгo друга»    

Предложить ребёнку описать своего товарища так, чтобы он себя узнал. Разыграть с детьми сценку в которой показать особенности конкретного ребёнка, его привычки: шмыгать носом, необычная походка, привычка теребить одежду и т. д.
7.    Упражнение «Моя любимая игрушка»
Какие игрушки есть у вас дома? А есть ли у вас любимая игрушка? Что же это? Как ее зовут? ... Где сейчас находится ваша любимая игрушка? Дети, сидя в кругу, по очереди рассказывают о своей любимой игрушке..  Когда вы вспоминали свою любимую игрушку, что вы при этом чувствовали? Было ли вам хорошо? Или, может быть, вам было грустно, что вашей любимой игрушки нет рядом? Во время разговора может звучать тихая, спокойная музыка.
8.    Упражнение «Что мне не нравится в себе»
При выполнении этого упражнения воспитатель начинает разговор о своих слабых сторонах. Например: мне не нравится, что я иногда разговариваю со своей дочкой сердитым голосом, мне не нравится, когда кто-то мной командует — я тогда сержусь...
9.    Упражнение «Волшебный стул»
В середину круга ставится стул, на который, садят ребенка и все дети по очереди называют его только хорошими словами, подчеркивая только положительные до-стоинства ребенка. Например: Павлуша, ты такой добрый, вежливый, никого никогда не обижаешь, у тебя красивые глаза... Когда ты, Павлуша, сидел на этом «волшебном» стуле, что ты испытывал? Было тебе приятно или неприятно слышать хорошие слова о себе?
10.    Упражнение «Зоопарк»
Цель. Отрабатывать навыки понимания окружающих людей, поддерживать доверительный стиль общения, формировать умение делать элементарный самоанализ. Дети сидят в кругу. — Посмотрите, дети, на друга, сидящего от вас справа, и скажите: "Какое животное вам напоминает Алеша, Леночка...» ЭТЮД такого приветствия осуществляется по кругу. Тот, кто не сможет из детей сказать сразу, какую зверюшку, птицу, напоминает ребенку его партнер, должен извиниться перед товарищем и попросить разрешение назвать слово позже. Воспитатель во время этого упражнения обращает постоянное внимание на стиль вступления ребенка в контакт, на интонацию, силу голоса, положение рук, головы, движение тела.
11. Упражнение «Какое настроение у моего друга?»
 Каждый ребенок выбирает себе друга, и в устной форме пытается определить его настроение, чувства, желания в данный момент. Например: «Мне кажется, Ксюша, что у тебя, сейчас, хорошее настроение, потому что глаза у тебя веселые, ты улыбаешься. Тебе нравится, что я выбрала тебя. Ведь мы с тобой дружим. И тебе, Ксюша, наверно, хочется поиграть со мной в куклы». Дети могут комментировать высказывания, соглашаться и не соглашаться с мнением партнёра, возражать в корректной форме.
12. Упражнение «подарим друг другу «Ласковушки». 
Воспитатель предлагает детям под спокойное музыкальное сопровождение передвигаться по комнате, подходя друг к другу и говоря «Ласковушки» - ласковые, нежные слова, подчёркивающие лучшие качества партнёра. Следить, чтобы дети не торопились при обмене комплиментами. Желательно, чтобы каждый ребёнок обратился с «Ласковушками» ко всем членам группы.
13. Упражнение «Расскажи о сегодняшнем дне»
это упражнение может стать маленькой традицией группы. Его можно проводить каждый вечер, перед уходом детей домой. Дети садятся в круг и, педагог начинает разговор: - Вот ещё интересный день мы прожили с вами и опять расстаёмся. Но всё ли мы успели сказать друг другу? Может кто-то забыл поделиться со всеми своими переживаниями? Может быть, в нашей группе есть что-то незнакомое, о чём вы хотели узнать? Сделайте то, что не успели сделать вчера или сегодня утром. Не откладывайте на завтра! Этот непринуждённый разговор лучше проводить в затемнённом помещении (включен светильник или настольная лампа), включив спокойную музыку, тем самым давая детям возможность расслабиться и вспомнить события прошедшего дня.

 

педагог-психолог
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №12" г.Усинска
Елена Сергеевна,

Боровченко

+7 (82144)45-235

zvezdochka-usinsk@yandex.ru

© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.
наверх
Яндекс.Метрика