Выступление на родительском собрании: «Развитие познавательного интереса у дошкольников»

(01.04.2016г)


 
Уважаемые родители! Я рада видеть вас сегодня.  Спасибо за то, что вы пришли на встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме воспитания детей.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька, зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвётся, мнётся, шелестит, что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Мы с вами живём в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.
Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в окружающем мире, объяснять нормы и правила поведения.
Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающему миру.
-Что же такое любознательность?
Высказывания родителей…
Любознательность - склонность к приобретению новых знаний, пытливость («Толковый словарь русского языка С. Ожегова и Н. Шведовой).

Необходимо отличать любознательность от любопытства. Любознательность – общая направленность положительного отношения к широкому кругу явлений. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Воспитание любознательности не требует каких-либо специальных занятий и осуществляется в повседневной деятельности.

Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого. Ребенок еще не выделяет самого себя из окружающего мира. Ребенок еще не догадывается, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется. Эгоцентрическая позиция ребенка убедительно показывает, что внешний мир не действует на человека непосредственно, а наши знания о мире - не простой отпечаток внешних событий. Наши представления являются продуктом нашей позиции, нашего сознания.
Я предлагаю вам сейчас закрыть глаза, и мысленно попытаться ощутить:
* лёгкое дуновение ветерка;
* запах мандаринов и новогодней ёлки;
* ласковые лучи летнего солнца;
* вкус лимона;
* представьте, что вы погладили котёнка;
* как пахнет свежеиспеченный хлеб;
* представьте, что вы идёте босиком по травке…
Вам  всё это удалось представить,  потому что вы уже знакомы с этими ощущениями, у вас есть чувственный опыт. Наша с вами задача помочь детям накопить багаж ярких эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений об окружающем мире. Важно помочь ребёнку открыть для себя окружающий мир, ощутить себя, как  часть его.
В дошкольном возрасте ярко проявляются 2 категории знаний:
1.    Знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач.
2.    Знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях.
- Скажите, а вам дети часто задают вопросы? Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов?
Ответы родителей
Вопросы детей – главный показатель развития мышления. Вопросы направлены на то, чтобы получить знания.
         - Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу? Давайте  задумаемся, может какие – то из них можно было проверить опытным путём, и тогда ответ запомнился – бы лучше. Есть вопросы, на которые не нужно давать готового ответа, можно предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением.
Вот, например,  на простой вопрос ребенка: «Зачем  человеку глаза?»  любой из нас может ответить однозначно: «чтобы смотреть», но дальновидный взрослый   поступит иначе: поможет ребенку самостоятельно   понять это.
«Всё вокруг интересно!» Именно наблюдения во время прогулки, беседы, игры будут создавать ощущение интереса. 


- А сейчас представим себе следующую ситуацию:
«Вечер. После  ужина вся семья собралась в комнате. Дочь  Яна  4 лет подходит к маме со словами: «Мама, а почему  на улице стало темно?»   Мама: «Потому что спать пора, ложись давай!» продолжая разговаривать по телефону. Девочка подходит к папе с тем же вопросом. Папа, сидя у телевизора, в ответ: « Тебе что мама сказала, иди спать, или  лучше книгу посмотри,  которую мы тебе вчера купили».  Девочка грустная выходит из комнаты».  Знакомая ситуация? 


Родители - гиды на пути познания
Для ребенка родители - это боги: утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько знают! Ребенок внимательно наблюдает за родителями:
■    Как и с кем они разговаривают;
■    Как относятся к людям, к работе, к животным;
■    Чем увлекаются, что любят и не любят;
■    О чем рассказывают, какими словами, с какими интонациями;
Родители для ребенка до 6-7 лет являются главными в познании окружающего мира. Багаж знаний, умений, представлений дошкольника зависит от того:
■    О чем говорят родители с детьми;
■    Как родители организуют режим детей;
■    Как и за что поощряют, наказывают;
■    Как с ними гуляют, какие книжки читают, какие передачи с ними смотрят или разрешают смотреть и др.

 

Мини-анкетирование:
Попробуйте ответить на вопросы мини-анкеты:
1.    Как часто ваш ребенок задает вопросы познавательного характера?
2.    Всегда ли вы стараетесь достоверно ответить на детские вопросы?
3.    Любит ли ваш ребенок смотреть познавательные телепередачи?
4.    Как ваш ребенок относится к книгам?
5.    Как часто вы читаете своему ребенку?
6.    Посещаете ли вы с ребенком библиотеку, музей, парк?
7.    Любит ли ваш ребенок экспериментировать со снегом, водой, песком и т. д.?

Давайте договоримся с вами, что если вы ответили утвердительно на 5 из 7 вопросов, то у вас всё в порядке, если же засомневались или положительных ответов меньше, то обратите внимание на своего ребенка. 

Спасибо за внимание! До новых встреч.

педагог-психолог
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №12" г.Усинска
Елена Сергеевна,

Боровченко

+7 (82144)45-235

zvezdochka-usinsk@yandex.ru

© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.
наверх
Яндекс.Метрика