Рекомендации психологов для воспитателей одаренных детей


Существуют дети, не опережающие своих сверстников по общему развитию, но выделяющиеся своеобразием, оригинальностью. Для них много значат условия обучения и воспитания. С такими детьми нужно:
  • Позволять им как можно чаще высказывать свои творческие идеи.
  • Находить время для спокойного выслушивания ребенка.
  • Создавать ситуации успеха, ожидать «выдающихся успехов» от детей.
  • На занятиях чаще следует давать задания творческого характера.
  • Никогда не выставлять ребенка напоказ, возвеличивать, делать его предметом радости и гордости родителей и сада.
  • Не следует приучать его быть «как все».
  • Следует поощрять его желание работать, а не стремление обогнать сверстников.
  • Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
  • Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников. 
  • Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей.
  • Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.
  • Создайте уютную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.
    Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.
    и сам ценим другими.Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».
  • Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.
  • Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать сея и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь будет 
  • Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого сковывается основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения.
  • Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска.
  • Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны — терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.
  • Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного.
  • Помогайте ребенку глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолетную (предсознательную) идею. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами и сделать ее понятной для окружающих.
  • Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты — как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
  • Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.
  • Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.
  • Подготавливаясь к занятиям с одаренными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к воспитателю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности занятий.
  • Подумайте о методике обучения. Одаренные воспитанники требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.
  • Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
  • Необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.
  • Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
  • Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы.

Качества, необходимые воспитателю для работы с одаренными детьми:


•    Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;
•    Быть доброжелательным и чутким;
уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
•    Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;

  • Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;
  • Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;
  • Обладать чувством юмора;
  • Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;
  • Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;
  • Стимулировать когнитивные способности учащихся. 
педагог-психолог
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №12" г.Усинска
Елена Сергеевна,

Боровченко

+7 (82144)45-235

zvezdochka-usinsk@yandex.ru

© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.
наверх
Яндекс.Метрика