Учимся понимать детей (тренинговая программа для родителей)

(23.01.2013г)

Цель. Предоставить родителям информацию о правилах дипломатического общения с детьми. Ознакомить с методами поддержки ребенка путем повышения самоуважения. Через групповую работу обеспечить активное участие и взаимодействие родителей между собой и с учителем.

Ход тренинга:

I. Упражнение «Эмоция по кругу».

Участники садятся в круг, каждый поочередно с помощью мимики передает какую-то эмоцию, все другие один за одним ее повторяют. Упражнение заканчивается, когда все участники передадут свои эмоции.

Вопрос для обсуждения:
Легко ли было придумать и передать собственную эмоцию?
Тяжело ли было воссоздавать чужие эмоции?
Что вы ощущали, когда передавали положительную эмоцию?
А когда отрицательную или нейтральную?

II. Упражнение «Согласие, несогласие, оценка».
Участники объединяются в три группы. Каждой группе дается лист бумаги и карточка с вариантом задачи.
Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых вы высказываете согласие с действиями вашего ребенка.

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых вы высказываете несогласие с действиями вашего ребенка.

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых вы высказываете оценку действий или поступков ребенка.

На выполнение задачи выделяется 5 мин. После этого каждая группа поочередно демонстрирует результаты своей работы.

Вывод. Какие выражения можно использовать, общаясь дипломатично с ребенком?

III. Тест «Что вы ощущаете?».
Как часто вы себя хвалите?
Нравится ли вам, когда вас хвалят?
За что можно хвалить?
Легко ли вам себя хвалить?
Что вы ощущаете, когда вас хвалят? 
Вспомните свои любые достижения, даже скромные заслуги.
Каждое сделанное дело, которым вы можете гордиться.
Людей, которым вы помогли.
Вспомните события, которые без вашего участия получили бы другой вид. 
Что вы ощущаете?

IV. Работа с деформированными выражениями.

а) Задача для двух групп. На карточках разделенные на две части предложения-выражения. Ваша задача правильно соединить начало и конец предложения и прочитать их.
Если ребенок ощущает поощрение, он познает свою стоимость.
Если ребенок живёт среди похвал, он познает стоимость других.
Если ребенок находит признание, он будет удовлетворен собой.
Если ребенок живёт в доверии и приязни, он найдет в жизни любовь.

б) Расскажите о своем отношении к выражениям, подтвердите примерами из жизни.

V. Ознакомление с методами поддержки ребенка путем повышения самоуважения.
Схема для ориентира  

 Что говорит отец?Что слышит ребенок?
ВосприятиеТы хороший (умный) и т.д. Я хороший (умный).
Внимание Я вижу тебя (ощущаю) Я что-то значу.
Уважение Благодарю тебя заМои усилия подмеченные
Теплые чувстваЯ тебя люблю. Я кому-то нужен.

VI. Упражнение «Ярлыки». 

Родители объединяются в три группы. Каждому психолог одевает на голову «корону» с надписями: «Улыбайся мне», «Будь пасмурным», «Корчи мне гримасы», «Разговаривай со мной так, будто мне 5 лет», «Одобряй меня», «Говори, что я ничего не умею», «Жалей меня», так, чтобы родители не видели, что на ней написано. После этого каждой группе дается задача составить целую картину из разрезанных кусочков, но обращаться во время работы к участниками своей группы нужно так, как написано на его «короне».

Через 7-10 минут все, не снимая «короны», отвечают на вопрос: 

- Понравилось ли вам, когда с вами общались таким образом?

После того, как все желающие высказались, психолог предлагает снять «короны» и выйти со своих ролей.

Задача для обсуждения.
Чем в реальной жизни могут быть «короны»?
Как влияет наличие подобных ярлыков на общение?
Как часто мы встречаемся с ситуациями навешивания ярлыков? 
Как ребенок реагирует на ярлык?
Как можно изменить представление человека о вас?
Легко ли избавиться ярлыка? Как это сделать?

VII. Ситуативные упражнения.

а) Родители объединяются в 3 подгруппы. Каждая подгруппа получает одну карточку с проблемной ситуацией.
Ваш ребенок просит пойти с ним в парк, а вы не в расположении духа.
Ваш ребенок общается с друзьями, которые вам не нравятся.
Ребенок просит купить ему что-то, что вы не в состоянии.

б) Обсуждение в группах.
в) Общее обсуждение.

VIII. Упражнение «Эмоциональная цепочка».

Все родители становятся в круг, кладут левую руку на плечо соседа и поочередно один за одним благодарят соседа слева за красивую работу, положительные эмоции, высказывают пожелание.

IX. Итог.

Когда-то давно в старинном Китае жил очень умный, но очень напыщенный Мандарин. Весь день его состоял из примерок богатой одежды и разговоров с подчинёнными о собственном уме и воспоминаний о прошлой встрече с императором. Так шёл день за днём, год за годом… Вдруг прошла по всей стране огласка, что неподалеку от границы появился монах, умнее всех на свете. Дошла эта огласка и к нашему Мандарину. Очень разозлился он: кто может называть какого-то там монаха самым умным человеком на свете!? Но вида никому о своем негодовании не подал, а пригласил монаха к себе в дворец. Сам же задумал обмануть его: «Я возьму в руки мотылька, спрячу его за спиной и спрошу, что у меня в руках – живое или мертвое? И если монах скажет, что живое, я раздавлю мотылька, а если мертвое, выпущу его…». И вот настал день встречи. В роскошном зале собрались многие люди, всем хотелось посмотреть поединок самых умных людей на свете. Мандарин сидел на высоком троне, держал за спиной мотылька и с нетерпением ждал прихода монаха. Вот дверь отворилась, и в зал вошел небольшой худой мужчина. Он подошел к Мандарину, поздоровался и сказал, что готов ответить на любой его вопрос. И тогда, зло улыбаясь, Мандарин произнёс: «Скажи-ка мне, что я держу в руках, – живое или мертвое?». Мудрец немного подумал, улыбнулся и ответил: «Все в твоих руках!». Взволнованный Мандарин выпустил мотылька из рук, и тот полетел на волю, радостно трепеща своими яркими крылышками.

Итак, лишь от вас зависит, будет ли взаимодействие с вашими детьми ярким, плодотворным, или наоборот.
 

педагог-психолог
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №12" г.Усинска
Елена Сергеевна,

Боровченко

+7 (82144)45-235

zvezdochka-usinsk@yandex.ru

© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.
наверх
Яндекс.Метрика