Варианты адаптации ребенка к детскому саду
После 3-х лет игра со сверстниками становится одним из основных факторов развития ребенка. В игре он учится лидировать и подчиняться, проявлять активность и уступать, договариваться и отстаивать свои интересы...
И как раз в этот возрастной период большинство детей идёт в детский сад.
Безусловно, отрыв от мамы и родного дома - весьма значимое событие для ребенка. Рушится привычный образ жизни. Новые взрослые, новые дети, новые правила... И ко всему этому нужно привыкать! Обычно для крохи – это первый опыт серьезных изменений и адаптации к ним.
Адаптация - это физиологическое и психическое приспособление к новым условиям, в ходе которого могут нарушаться: эмоциональное состояние, аппетит, сон, настроение, двигательная активность, восприимчивость и прочее.
К счастью, все физиологические и психические процессы ребенка очень подвижны и пластичны, и он способен адаптироваться практически к любой обстановке, в том числе и детсадовской. И все-таки период адаптации для всех детей проходит по-разному.
Даже при длительной адаптации постепенно должны начать появляться пусть чуть заметные, но улучшения (хотя возможны и регрессы, особенно после болезни).
Если улучшений не наблюдается, нужно понимать, что адаптивные механизмы ребенка не справляются со своей задачей, и ему нужна активная помощь, например, психолога или невропатолога. Возможно, что ребенку не подходит именно этот детский сад (воспитатели, обстановка в группе), или малыш пока «не дорос» до него, или он просто «не садовский ребенок».
Итак, у всех детей адаптация проходит по-разному, и как она будет происходить, никто заранее предугадать не может.
Так, очень общительный ребёнок, точно так же может долго привыкать к садовской обстановке, как и «мамсик».
Но всё же малышу с сангвиническим темпераментом привыкнуть к саду легче, чем флегматику, а тем более меланхолику. И ещё, например, замечено, что девочки несколько легче адаптируются, чем мальчики.
Осложняют процесс адаптации:
- проблемная беременность;
- ошибки в воспитании (чрезмерная опека или, наоборот, чрезмерная требовательность к ребенку), сильная эмоциональная привязанность ребенка к матери;
- некоторые личные качества родителей малыша, например, тревожность, необщительность;
- хронические или врожденные заболевания, частые простуды.
Как мы видим из вышеизложенного, в среднем, привыкание к детскому саду занимает от одного месяца до полугода. В этот трудный для ребенка период ему необходима помощь родителей и воспитателей. Период адаптации можно считать завершенным, если:
- аппетит и сон малыша нормализовались;
- утром он просыпается в хорошем, приятном настроении, и с таким же настроением идет в детский сад;
- придя в группу, ребенок отпускает маму без слез (он теперь твердо знает, что за ним обязательно придут в положенное время, что здесь он в безопасности, и этого вполне достаточно для того, чтобы чувствовать себя спокойно);
- охотно идет на контакт с воспитателями;
- с удовольствием играет с другими детьми, проявляет инициативу в играх и во время занятий;
- после детского сада охотно рассказывает родителям о событиях прошедшего дня.
Для того чтобы увериться, что адаптация к детскому саду благополучно завершилась, поговорите с воспитателями и незаметно понаблюдайте за ребенком, когда он находится в группе.
Боровченко
zvezdochka-usinsk@yandex.ru