С давних времен родители рассказывают детям сказки, используя каждый из этих методов сказкотерапии на подсознательном уровне. Современная психология установила, что сказками можно влиять на психологию детей и даже взрослых. Лечение сказкой не только полезно, но и очень интересно, что позволяет родителям и педагогам самостоятельно заниматься такой терапией с детьми, требующими психологической помощи.
Методика «Закончи историю»– моя попытка адаптировать психологический метод «Сказка» (Л.Дюсс) к воспитательной практике, модификация известного приема сказкотерапии.
В работе с агрессивными, нервными детьми, тех, у кого что-то не получается или которые чего-то боятся, нужно пробовать сказкотерапию. Этот метод выявляет детские проблемы и источник переживаний, а затем подсказывает, как их решить.
Применение сказкотерапии особенно хорошо действует на детей дошкольного возраста, когда их мозг еще мыслит только образами. Вообще, дети до 12 лет лучше воспринимают рассказы и сказки, обязательно с картинками, так как они очень эмоциональны. Ребенок сопоставляет себя с героем сказки и перенимает его поведение.
Такие занятия по сказкотерапии очень полезны для детского восприятия и здоровой психики, ребенок учится, каким следует быть и как поступать правильно. Ребенок берет примеры из сказок и проецирует это на собственную жизнь.
Один из методов сказкотерапии, используемых мной - метод мульт-терапии. Образный, метафорический язык мультфильмов прекрасно подходит для психологической работы с детьми разного возраста. Просмотр мультфильмов оказывает значительное влияние на развитие эмоциональной и нравственной сферы ребенка. Правильный подбор материала позволяет работать с детскими страхами, тревожностью, самовосприятием. В процессе просмотра мультфильмов у детей формируются:
• представления о добре и зле
• правила и эталоны хорошего и плохого поведения
• умение распознавать чувства и эмоции
Ребята сравнивают себя с персонажами, учатся оценивать свое поведение, у них расширяется представление о моделях поведения и последствиях некоторых действий.
В настоящее время существует огромное количество мультфильмов, которые имеют поучительный смысл, в которых заложено решение различных жизненных проблем.
Схема занятия с использованием мульт-терапии:
1. Настройка детей на работу, активизация внимания
2. Постановка проблемы – с чем мы будем работать.
3. Просмотр мультфильма или части мультфильма.
4. Обсуждение проблемы представленной в мультфильме
5. Модификация образа, придумывание другого конца.
6. Игра по теме занятия.
7. Рефлексия
Главное в работе понимать: не нужно лишать ребенка «чуда сказки», запрещая с детства верить в волшебство, Деда Мороза или эльфов. Пусть ребенок насладится детством, слушает волшебные сказки, из которых также черпает знания о мире и добре. Чересчур «реалистичные» рассказы, лишенные чуда и волшебства не воспринимаются детьми и не научат их чувству прекрасного и доброго.