Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию познавательных процессов
«Алиса в Зазеркалье»
с использованием ИКТ
Цель: Развитие и поддержание познавательного интереса детей.
Задачи:
• развивать познавательную активность, активизировать мыслительные процессы;
• развивать у детей любознательность, наблюдательность, активность, умение отстаивать свое мнение;
• приобретение практических навыков при работе с ПК.
Оборудование:
Интерактивная доска, персональные компьютеры(ноутбуки) по количеству детей, авторские мини-игры "Собери бусы по цвету", "Собери бусы по форме", "Ключики", логическая ига «Танграм» по количеству детей (Приложение2). Схемы-картинки (Приложение 3), авторская разработка интерактивной игры «Алиса в Зазеркалье» SMART Notebook, , видео-презентация (знакомство с главной героиней, видео с вхождением в сказку) (Приложение 1), красочный лист формата А4 со словом «СКАЗКА»
Аннотация: Образовательная деятельность построена в форме квест-игры (с выполнением заданий). Каждый раз дети сами выбирают новую тропинку, по которой отправятся, и открывают нужную дверь (задание). Поэтому последовательность этапов может меняться. Жанр квеста предполагает выполнения значительных умственных задач во время игры. Путем логических размышлений ребенок проигрывает те или иные игровые ситуации. Поочередно выполняя соответствующие задачи по ходу игры, дети, постепенно продвигаются к концу игры, где за успешное прохождение их ждут бонусы или интересный мультфильм. В ходе деятельности детям предлагается путешествие по сказочной стране, где встречаются различные препятствия. Для выполнения заданий дети используют ноутбуки, интерактивную доску SMART, наборы логической игры «Танграм». Выбор такой формы обусловлен тем, что ребёнок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать, в ходе совместной деятельности со сверстниками дети учатся договариваться и слушать друг друга.
При невозможности использования интерактивной доски - задания можно выполнить в MicrosoftPowerPoint. В таком случае в качестве оборудования можно использовать проектор, компьютер, экран. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 создано таким образом, чтобы можно было работать, используя различные способы проведения занятия.
Ход образовательной деятельности :
- Ребята, здравствуйте! А вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? я не только читаю сказки, но и придумываю их. А знаете, кто меня научил? Когда-то, много лет назад, я прочитала удивительную сказку Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье», где главной героиней была девочка Алиса. Она большая фантазёрка, и всегда попадает в различные загадочные ситуации.
включить 1 слайд видео знакомство с героиней (Приложение 1))
- А давайте вместе с вами отправимся с Алисой в очередное путешествие. (Включается следующий слайд 2 часть видео с вхождением в сказку (Приложение 1)). |
(Сюжет заканчивается на эпизоде, где Алиса не может открыть дверцу. Возникает проблема: как найти нужный ключик к двери?)
- Как же нам открыть дверцу? Вы верно предположили, что нужно подобрать ключ к замку. Ребята, посмотрите – у вас на компьютерах замки и много ключей. Нам нужно подобрать к каждому замку ключ. Присаживайтесь за компьютеры. Как вы думаете, каким образом можно узнать, какой ключ подойдет к замку? Верно, нужно внимательно посмотреть на форму ключа и сравнить её с отверстием в замке.
- А теперь попробуйте подобрать к каждому замку свой ключ.
Самостоятельное выполнение задания (Приложение 5) на компьютерах не более 2 минут
Как только дети выполнят задание, на доске появляется картинка с садом и множеством закрытых дверей (Приложение 4). Все сказочные двери на экране активны: при нажатии на дверь – по ссылке открывается задание.
В случае, если занятие проводится с использованием презентации Power Point, открывается слайд №3 (Приложение 1)
- В сказочной стране всё так запутанно! Здесь так много дверей. Они все заперты. К какой двери мы отправимся вначале, какой путь выберем?
Посмотрите, у нас есть карты маршрутов (Приложение 3). Выбирайте, по какому из них мы отправимся. Обратите внимание: для того, чтобы найти нужную дверь, мы должны пройти мимо цветка, затем мимо ёлки, пройти следующий цветок, затем мимо земляничного куста, и, наконец, мы подойдем к двери. Какая это дверь? Верно – это зелёная дверца. Толкните её легонько.
(Первый маршрут можно проговорить с детьми, последующие маршруты ребята, как правило, проходят сами)
Примечание: Карты маршрутов выстроены так, что одна из дверей (жёлтая) в них не включена. При открытии этой двери запускается видео файл финальной песни. Поэтому, до определённого момента, дети не должны её открыть.
Как только дети прикасаются к двери на доске – появляется задание.
- Ребята, смотрите: эти геометрические фигуры
(игра «Геометрические фигуры» на SMART доске
(Приложение 4 или слайд №4 Приложение 1), рассыпавшиеся в саду, не что иное,
как сказочные самоцветы из застывших капелек росы. Давайте рассмотрим их.
Опишите, что вы видите на доске? Верно, это круги, четырёхугольники и
треугольники. Чем они отличаются? А на какие группы можно разложить эти
фигуры? Давайте попробуем это сделать.
Дети могут предложить несколько вариантов классификации предметов, и проверить свои предположения, перекладывая фигуры на доске: по цвету, по форме, по размеру, по наличию или отсутствию углов.
Время выполнения задания на доске 5-7 минут.
В случае если занятие проводится с использованием Microsoft Power Point, детям предлагается выполнить задание с использованием ноутбуков (Приложение 9). В таком случае задача будет звучать так:
- Замечательные бусы из самоцветов у нас получились. Друзья мои, прежде чем отправиться дальше, нам необходимо собрать самоцветы, рассыпавшиеся на полянке в коробочки. Давайте откроем задание «Самоцветы». Обратите внимание на коробочку: сверху обозначен цвет фигур, справа – форма. Если сверху у нас прямоугольник, а слева – синий цвет, то какой самоцвет мы должны положить в эту ячейку? Верно, круглый синий. Давайте сложим все фигурки в нужные ячейки. Посмотрите, у вас есть открытая ячейка, которую нужно заполнить, выберите внизу самоцвет и нажмите его, чтобы положить в коробку. Каждый раз вам нужно заполнять отрытую ячейку, пока все самоцветы не окажутся на своих местах.
Время выполнения задания 5 минут.
- Из этих фигур можно создавать различные картинки, Есть только 1 правило: нужно использовать все фигуры, чтобы ни одной не осталось. Давайте попробуем создать своих животных из ваших наборов. Я предлагаю вам схемы, но вы можете придумать своих животных. Я сейчас каждому раздам пакет с набором «Танграм», и мы начнем придумывать.
Время выполнения задания 5-7 минут.
- А что же за последней дверью. И никаких подсказок нет. Давайте попробуем заглянуть.
Звучит финальная песня-прощание со сказкой.
Боровченко
zvezdochka-usinsk@yandex.ru