Конспект занятия для детей старшего возраста
"Театр эмоций"
(08.04.2015г)
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать его в мимике.
Задачи:
1) развитие умения различать эмоции по их проявлениям,
2) развитие выразительной мимики,
3) проигрывание различных эмоциональных состояний,
4) расширение представлений детей о том, что музыка может характеризовать эмоционально – чувственную сферу людей,
5) дать опыт проживания негативных ситуаций,
6) обучение детей способам регуляции своих эмоций (снятие психоэмоционального напряжения, страхов, умение изменить свое настроение).
Методические приемы:
- показ
- обсуждение
- элементы сюжетно – ролевой игры
- релаксационные приемы
Оборудование:
Магнитофон, покрывало, диски с записями, черный мешочек, ,мягкая игрушка «Гусь», бусы, пиктограммы эмоций, бантик, два колпачка из бумаги, платок
Ход занятия:
1) Приветствие
2) Основная часть
Действия педагога | Действия детей |
Психолог: - Сегодня к нам в гости пришли эмоции. (Он медленно снимает покрывало со стульев, на которых разложены пиктограммы, обозначающие разные эмоции, а дети должны догадаться, что за эмоции перед ними). Психолог: - Узнаете вы их?
Психолог: - Молодцы! Эмоции пришли не с пустыми руками, они принесли для нас свои игры и задания.
Психолог показывает на пиктограмму «радости»:
- Что это за эмоция? - Как вы догадались? - Изобразим её.
- Хорошо! А теперь, представьте себе, что мы попали в театр. В театре есть сцена, актеры и зрители. Всё, что в середине нашего круга – это сцена. У меня в руках колпачки. Когда я вам надену их, вы станете клоунами и попробуете с помощью движений и выражения лица изобразить веселых клоунов. Кто хочет попробовать? (Выбирается два клоуна). А все остальные – зрители. Я включаю музыку, и представление начинается!
- Ребята, получилось у … ? (обсуждается каждый ребенок). - Понравилось вам исполнять роли?
- Мы с вами весело посмеялись, но посмотрим, что приготовила нам грусть (психолог показывает на пиктограмму «грусти»).
- Слышите? (Включается запись с шумом дождя). Дождь пошел, и сразу стало грустно. Стали печальны цветы и грибы в лесу. Давайте покажем, как цветы наклонили головки до самой земли и грустно качают своими бутончиками (демонстрируется картинка с цветами под дождем). Для этого соединим руки над головой – это наши бутончики, будем медленно опускать руки вперед и раскачивать ими, а лицо у нас грустное, печальное; тяжелые капли дождя колотят по нежным бутончикам и листочкам.
- А недалеко от цветов растет старый гриб. Гриб настолько старый, что вот – вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает порывов сильного ветра и тяжести большой намокшей шляпки (демонстрируется картинка с грибом под дождем). - Давайте покажем этот печальный гриб. Расставим ноги, опустим плечи и руки, голова клонится к плечу. На лице у нас грусть, мы плачем.
- Но дождь, наконец, закончился (запись дождя выключается), мы уже не плачем, но все еще грустно. Давайте покажем, как нам грустно.
- А вы знаете, как можно прогнать грусть? Нам поможет стихотворение: - Я от грусти не заплачу, Поведу себя иначе. Чтобы грусти не бояться, Надо весело смеяться!
- Давайте вместе прочитаем этот волшебный стишок!
- А мы умеем с вами смеяться? - Посмеялись, вот грусть и ушла!
- Посмотрите, какая эмоция готовит для нас следующее занятие (психолог показывает на пиктограмму «страха»). Включается музыка. - Да, это эмоция страха. Попытаемся изобразить страх на своем лице: широко откроем глаза, рот, мы вот – вот закричим от страха!
Послушайте музыку, посмотрите на меня.
- Молодцы! (психолог хвалит детей, у которых получилось лучше всех). - Сейчас я расскажу вам историю про девочку Галю. Вы её внимательно слушайте. А потом мы разыграем сценку (зачитывается рассказ «Галя и гусь»). Итак, чтобы разыграть эту сценку, нам нужна девочка Галя. Кто может её изобразить?
- Гусь у нас есть – вот он (демонстрируется игрушка). И еще нам нужна бабушка. На ребенка, изображающего Галю, надеваются бусы и бантик, на бабушку – платок.
- Теперь покажем нашу сценку… - Очень хорошо получилось у ребят! Кто – то еще хочет разыграть эту сценку? - Смотрите ребята, получается, чтобы прогнать страх, нужно защитить того, кто боится, утешить его. Как мы можем это сделать?
- Давайте вместе сначала испугаемся, сделаем испуганное лицо, а потом улыбнемся.
- Но нас ждет еще одна эмоция. Посмотрите на выражение лица. Что произошло с его ртом, бровями? Какие у него глаза? (психолог показывает пиктограмму «злость»). Что это за эмоция?
- Правильно. Это злость (включается музыка). Попробуем изобразить её: нахмурим брови, расширим глаза, оскалим рот в страшной ухмылке.
Молодцы, хорошо получилось … (обсуждается каждый ребенок).
- Злость приготовила для нас игру под названием «Жужа». Жужа – это пчела, которую дети хотят выманить из улья, чтобы полакомиться медом. Они кричат ей: Жужа, Жужа, выходи! Жужа, Жужа, догони!
А Жужа смотрит из улья, показывает кулаки, делает страшное лицо, топает ногами от злости, не хочет выходить из улья, а когда ей все это надоедает, она выскакивает из улья и начинает гоняться за детьми, стараясь их поймать.
- Кто у нас будет Жужей? - Итак, Жужа у нас есть, она сидит в улье, а мы дразним её, стараясь выманить из улья.
- Понравилась игра? - Но мы с вами не будем злиться. Вот это волшебный мешочек и мы спрячем сюда всю злость (демонстрируется черный мешочек). Покричим в него: - Уходи, злость! Уходи! - Вся злость ушла? - Теперь крепко завяжем его и спрячем (мешочек завязывается и убирается).
- Скажите, какие эмоции были у нас в гостях сегодня? - Изобразим их с помощью выражения лица. - Молодцы! | Дети отвечают: - Да! Дети отвечают: - Это радость. Дети отвечают: - Потому что лицо с улыбкой. Психолог улыбается, дети повторяют за ним. Дети под веселую музыку улыбаются и изображают радостных клоунов. (Каждый ребенок должен побывать в роли клоунов). Дети отвечают: - Да! Дети прислушиваются к шуму дождя. Психолог показывает движения грустных цветов, дети повторяют за ним. Психолог показывает движения и мимику, дети повторяют за ним. Дети показывают мимикой грусть вместе с психологом. Отмечаются лучшие показы. Дети читают стихотворение вместе с психологом. Дети смеются вместе с психологом. Дети отвечают: - Страх, испуг. Психолог показывает мимикой «страх», дети повторяют за ним. Выбирается желающий из детей. Психолог медленно зачитывает рассказ, ребенок, играющий Галю, мимикой показывает, как он испугался, бабушка в конце истории гладит Галю по голове, успокаивая её. Сценка разыгрывается несколько раз, чтобы все дети поучаствовали в роли испугавшейся Гали. Обсуждение вариантов с детьми: погладить по голове, обнять, сказать ласковое слово, помочь сделать то, чего боится этот человек. Если мы сами чего – то боимся, можно попросить помощи у друга, воспитателя, мамы или вспомнить что – нибудь хорошее, улыбнуться и страх… убежит. Дети показывают. Дети выполняют вместе с психологом, отмечаются лучшие показы.
Дети отвечают: - Злость, гнев.
Дети выполняют вместе с психологом.
Выбирается водящий из детей.
Дети с психологом играют в игру…
Проигрываем игру несколько раз, чтобы все дети смогли побывать сердитой Жужей.
В конце игры обсуждается, что у кого получилось и что пока не получается.
Дети отвечают: - Да!
Каждый ребенок по – очереди кричит в мешочек слова.
Дети отвечают: Да!
Дети называют: - Радость, грусть, страх и злость.
Дети изображают эмоции вместе с психологом, отмечаются умения каждого ребенка. |
3) Заключительная часть
- Наше занятие подходит к концу, и я уже слышу, как журчит наш ручеек радости (упражнение из программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему «Я»). Давайте возьмемся за руки, представим, как чистый ручеек течет по нашему кружочку, и поделимся своей улыбкой друг с другом (дети передают свою улыбку по кругу).
- Все получили улыбку и хорошее настроение! Занятие закончено. До свидания!
Боровченко
zvezdochka-usinsk@yandex.ru