Сказки сочинять непросто. Здесь нужно оторваться от своих проблем, догм, установок и проявить всю свою фантазию и креативность. Хочу предложить вам несколько простых приёмов сочинения сказки. Сказка – это, безусловно, волшебный жанр, однако для её написания могут быть применены самые обыкновенные, человеческие и не волшебные техники и приемы.
Предлагаю попробовать сочинить сказочную историю с использованием метода «10 слов». Совершенно простой и легкий в применении прием, который не требует никакой предварительной подготовки.
Что нужно делать? Взять 10 любых слов, желательно существительных, желательно нарицательных. Например, стул, стол, ложка, кровать, игрушка, книжка. И т.п. А теперь самое интересное — начинаем играть с этими существительными, пытаясь их выстроить в какую-то сюжетную линию. Вполне вероятно, что получится какая-то абракадабра, нечто невозможное и непонятное. Но как же дети любят такую чушь! Это не просто забава лишённая нравоучительства, любых попыток «повоспитывать», но и замечательный способ сблизится с ребёнком, снять напряжение, дать толчок совместному творчеству, общению. И, кстати, отнюдь не вредное для ума занятие.
Прием «Радуга» — самый быстрый способ сочинить сказку вместе с ребенком. Семь цветов радуги — семь шагов к сочинению сказки.
Шаг 1. Попросите ребенка оглянуться вокруг и выбрать предмет, который на него «смотрит». — Например, карандаш. Итак: «Жил да был Карандаш…»
Шаг 2. Попросите внимательно рассмотреть предмет и задайте вопросы: как выглядит Карандаш? Как думаешь, какой у него характер? (Он любил природу и рассматривать картинки в книжках).
Шаг 3. Где жил Карандаш? Как ты думаешь, о чем он мечтал? «Зеленый Карандаш жил у девочки Катюши в коробке вместе с другими карандашами. Она доставала его, когда нужно было нарисовать зеленую травку или листья у дерева. Карандашу нравилась такая жизнь. Но все-таки он мечтал о чем-то большем. Карандаш хотел путешествовать по миру...»
Шаг 4. Что однажды случилось, чтобы мечта Карандаша сбылась? Если до этого шага Вы немножко помогали ребенку, то сейчас самое время просто слушать. Дайте ему возможность самому додумать события (нафантазировать, сочинить). Даже если это будет совсем невероятный поворот сюжета! И, скорее всего в этот момент откроется диагностический потенциал сказки.
Шаг 5. Мечта сбылась. Как чувствует себя Предмет? Здесь важно передать эмоции через какие-то действия. (Карандаш кружился на месте, рисуя кончиком забавные круги, тихонько напевал какую-то радостную песенку и широко улыбался).
Шаг 6. Как происходит возвращение назад, в привычную обстановку? (Карандаш закрыл глаза, высоко подпрыгнул и оказался в родной коробке с карандашами.)
Шаг 7. Что изменилось после того, как Карандаш вернулся домой? (С тех пор Карандаш стал рисовать по-другому, «Волшебно!» — сказала Катюша и провела Карандашом по листу бумаги).
Боровченко
zvezdochka-usinsk@yandex.ru