УПРАЖНЕНИЯ И ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ХАРАКТЕРА
«МИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ»
Цель: тренировка и осознание собственной манеры невербального выражения эмоциональных реакций жестами, мимикой, интонацией голоса, темпом речи, паузами, контактом глаз.
Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто – то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего требовательно («быстрей садись»), удивлённо («не ожидала»), вопросительно («что – нибудь случилось»), радостно («наконец – то!»).
Вы решили посетить внезапно заболевшего ребёнка. Звоните в квартиру. Вам открывает дверь удивлённая мать. Покажите, как вы успокоите её.
Вы вошли в раздевальную комнату и увидели мать шестилетнего воспитанника, стоящую на коленях и зашнуровывающую сыну ботинки. Вы не ожидали этого, удивлены. Покажите своё удивление.
«ОКНО»
Цель: тренировка эмоциональной выразительности в передаче невербальной информации собеседнику.
Вообразите, что с коллегой по работе вас разделяет окно с таким толстым стеклом, что попытки кричать бесполезны. Не договариваясь о содержании информации, передайте её через стекло. Чем выразительнее и полнее передаётся эмоциональная реакция, тем легче другому расшифровать содержание ситуации.
«НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ»
Цель: осознание личной манеры невербального выражения эмоциональных реакций по поводу различных ситуаций общения (выполняется в паре).
Воспитатель: «Вы опаздываете на завтрак, поторопитесь». Отец ребёнка: «Извините, мы вынуждены были задержаться».
Воспитатель: «Могли бы вы выполнить маленькую просьбу – постирать фартуки для дежурства детей во время еды»? Мать: «Сейчас я очень загружена на работе, но через пару дней смогу».
Следующие упражнения нацелены на использование в общении языка поддержки и соучастия, на осознание ответственности за содержание своей речи, которая может помогать продуктивному общению и положительному воздействию на родителя или, напротив, препятствовать ему.
КАКИЕ ФРАЗЫ ЦЕЛЕСООБРАЗНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ НАЧАЛА БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЕМ?
1. «Я бы хотела…»
2. «Вероятно, вы об этом ещё не слышали…»
Цель: развитие в себе умения вникнуть в смысловой контекст словесного обращения.
Учебная задача. Проранжировать (рассортировать) набор фраз к воображаемой беседе с родителем.
Правила ранжирования. Фразы для начала беседы подбираются такие, в которых утверждается осведомлённость родителя в обсуждаемой проблеме; отсутствует неуверенность в себе инициатора беседы, неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться, подыскивая контраргументы; есть обращение непосредственно к собеседнику, в форме «Вы – подхода».
Последовательность выполнения упражнения:
2) подготовить для упражнения бланк;
3) найти в предложенном перечне пять неудачных фраз, записать их в соответствующей части бланка;
4) найти парные фразы: к каждой нежелательной фразе подыскать её смысловую пару – желательную, записать их в соответствующих частях бланка.
ВАРИАНТЫ ФРАЗ:
1. «Извините, если я помешала…»
2. «Вам будет интересно узнать…»
3. «Я бы хотела ещё раз услышать…»
4. «Мне представляется интересным то, что…»
5. «Я пришла к такому выводу, что…»
6. «Вы хотите…»
7. «Думается, ваша проблема заключается в том, что…»
8. «Давайте с вами быстренько обсудим…»
9. «Как вы знаете…»
10. «Хоть вам это и неизвестно…»
11. «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…»
12. «Вы, конечно, об этом ещё не знаете…»
13. «А у меня на этот счёт другое мнение…»
14. «Конечно, вам уже известно…»
15. «Вы, наверное, уже об этом слышали…»
«Я – СООБЩЕНИЕ ИЛИ ТЫ – СООБЩЕНИЕ»
Цель: развитие умения ориентироваться в способах диалогического общения, используя технику «Я – сообщение» и «Активного слушания» («Ты – сообщение).
Учебная задача. На примере предлагаемых ниже высказываний определить, с какой из техник диалогического общения может быть соотнесена каждая из фраз:
а) с техникой «Ты – сообщения», когда другому как бы возвращается то, что он вам поведал и что вы поняли о случившемся с другим человеком, при этом обозначив его чувство;
б) с техникой «Я – сообщения», когда фраза произносится от первого лица («я», «мне», «меня»), говорится о своих собственных ощущениях, переживаниях;
в) с традиционной вопросительной формой высказывания.
Свои точки зрения надо обосновать.
ПРИМЕРЫ ВЫСКАЗЫВАНИЙ:
1. Что вы сейчас чувствуете?
2. Чего вы сейчас боитесь?
3. Вы боитесь, что я могу сказать что – то неприятное о вашем ребёнке?
4. Я правильно поняла, что вы боитесь моей оценки?
5. А как я могу вас оценить или наказать?
6. Мне тоже бывает неприятно, когда я чувствую, что меня оценивают.
7. Вы уверены, что я к вам отношусь хорошо и вам хотелось бы услышать от меня подтверждение этому?
8. Мне интересно, когда в общении ждут активности только о меня.
9. Я хочу прервать вашу беседу, так как мне трудно сейчас понять, что происходит.
10. Мне спокойно и приятно разговаривать с вами.
11. Вам хочется, чтобы я поняла, что вы нуждаетесь в поддержке и снисхождении?
12. Можете ответить, по поводу чего вы сейчас смеётесь?
(ОТВЕТЫ К УПРАЖНЕНИЮ:
1 – в, 2 –в, 3 – а, 4 – а, 5 – в, 6 – б, 7 – а,
8 – б, 9 – б, 10 – б, 11 – а, 12 – в)
ТРИ КОРОЛЕВСТВА
Игра строится на основе трех ключевых категорий культурологии:
«культура», «дикость», «варварство».
Фабула игры : три короля, сидя на троне, наблюдают поведение человека и, мысленно оценивая уровень поведения, приглашают человека войти в то или иное царство, заявляя: «Ты гражданин моего королевства».
Поведение играющего предполагается и выстраивается умозрительным порядком, когда ведущий описывает ситуацию и предлагает довести ее до логического конца.
Ситуации:
* Собака не доела, а я был очень голоден, и …
* Только закурил - подошел автобус, я …
* Начальник на меня закричал, тогда я …
* Целое лето провела на огороде, отпуск кончился, и я …
* Прохожий толкнул меня, я, конечно…
* Угостили пирогом, он оказался невкусным, я…
* Хотел пойти в театр, но мама сказала, что нет денег, и я …
*Утром надо вернуть книгу, а я не успел дочитать, поэтому …
Несогласие между королями по вопросу, в каком королевстве жить данному человеку, разрешается арбитрами путем голосования.
Количество оцениваемых ситуаций должно быть равно количеству присутствующих, так чтобы, в итоге, все играющие расположились в одном королевстве.
Рефлексия начинается с высказываний королей, затем – всех играющих.
КРУЖКА
В основе игры лежит положение о многомерности мира, которое говорит о том, что любое явление мира обладает разными характеристиками одновременно, будучи рассмотренными с разных точек зрения и измеренными различными мерками.
Фабула игры: двое играющих занимают разное положение по отношению к предмету, установленному на столе. Пусть это будет кружка. Глядя на нее играющие поочередно описывают то, что видят, и сообщаю об этом всей группе. Их описания явно не совпадают: один видит, что кружка имеет ручку, но не видит этого другой; один видит рисунок на кружке, но другой видит, что кружка одноцветная и т.д. Ведущий убирает предмет и просит субъектов побеседовать друг с другом о том, что за предмет стоял на столе. Наблюдающие не должны вмешиваться.
В ходе беседы игроки приходят к выводу, что их различность описаний одного и того же предмета зависит от ракурса восприятия предмета. Они меняются местами и убеждаются в правильности вывода.
После этого ведущий предлагает наблюдателям высказать впечатление от происшедшего у них на глазах. Здесь важно проследить, чтобы играющие не пришли к выводу, что «нужно уважать мнение каждого».Объективно мнение каждого имеет свое основание в мире.
Боровченко
zvezdochka-usinsk@yandex.ru