Что делает психолог в детском саду?
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов?
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.
Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.
Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)
Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Психология в образовательном учреждении имеет 3 направления:
-работа с детьми;
-работа с родителями;
-работа с коллективом.
Каждое из этих направлений состоит из психодиагностики, психокоррекции и психопрофилактики.
Что же делает психолог в ДОУ?
Возрастная группа | Что делает психолог? |
I младшая группа (2 - 3 года) | • сопровождение процесса адаптации, наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка • ведение листа адаптации совместно с воспитателем группы и медсестрой • игры с детьми, беседы, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения • консультации с родителями по вопросам адаптации ребенка • консультации с педагогами группы по нормализации адаптационного периода |
II младшая группа (3 - 4 года) | • индивидуальная диагностика уровня развития ребенка (по наблюдениям, запросу педагогов и родителей). Проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии • индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики, рекомендации по развитию ребенка. • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком |
средняя группа (4 - 5 лет) | • индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей. • индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики. • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком • индивидуальная диагностика уровня развития ребенка по запросу логопеда для ПМПК |
старшая группа (5 - 6 лет) | • индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей. • индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики. |
подготовительная группа (6 - 7 лет) | • групповая диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности • индивидуальная углубленная диагностика уровня развития ребенка (в случае, если ребенок в групповом режиме показал недостаточные результаты). • индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики. • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком • развивающие занятия с детьми по подготовке к школе • итоговая диагностика готовности к школе детей |
Использованная литература:
Боровченко
zvezdochka-usinsk@yandex.ru