Э.Фромм отмечал: «Способность ребенка удивляться познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях – это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Один ребенок с удовольствием сочиняет и рассказывает удивительные истории, другой не может усидеть на месте и требует постоянного движения. Третий с неугасимым энтузиазмом мастерит вещи своими руками, а четвертый впадает в восторг, создавая шедевры на бумаге… Способы, которыми человек рисует, лепит, рассказывает и сочиняет, становятся ключами к его внутреннему миру.

     В последнее время педагоги активно используют приемы сказкотерапии в своей практике. Это не может не радовать, поскольку подобные подходы помогают  взрослым и детям понять друг друга, восстанавливая пошатнувшиеся отношения.

        Погружаясь в волшебный мир сказки, ребенок обретает силы, чтобы преодолевать свои психологические трудности — страхи, застенчивость и другие испытания. Он учится общению, способен выразить свои мысли и чувства.В своей практике я регулярно применяю сказкотерапевтические техники как в групповых занятиях, так и в индивидуальных психокоррекционных и диагностических сессиях.

        Так что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит на ум – лечение сказками. Но, какая же связь между сказкой и лечением? На протяжении веков знания передавались через притчи, мифы, легенды и рассказы. Углубленные и сокровенные знания о самих себе и окружающем мире способны обладать целебной силой. Основная цель сказкотерапии — это снижение агрессии у детей, уменьшение тревожности и страха, а также развитие навыков эмоциональной саморегуляции и установление положительных отношений с окружающими. Взрослым ставится важная задача: понять чувства ребенка, помочь ему выразить эмоции, возникающие в связи с сюжетом сказки или по ассоциации.

         Сказкотерапия — это один из самых безопасных и безболезненных методов психологической помощи. Возможно, это связано с тем, что именно в сказках формируются жизненные сценарии, и, используя их, можно попытаться изменить неудачный путь человека. Когда мы начинаем анализировать сказки с разных углов, становится очевидным, что они содержат много информации о протекании жизненных процессов. В таких историях можно найти целый спектр человеческих проблем и художественные решения этих трудностей. Слушая сказки в детском возрасте, человек создает некий «банк жизненных ситуаций», который может быть активирован по мере необходимости, а в отсутствие нужды — остается в неактивном состоянии. Если же ребенок с раннего возраста начнет осмысливать «уроки сказок», отвечая на вопрос «Что нам показывает данная сказка?», и сопоставлять эти ответы со своим поведением, то он сможет активно использовать свой «банк жизненных ситуаций» и станет более мудрым и созидательным человеком.

          Сказка открывает перед нами возможность сопоставлять волшебные события с реальной жизнью. Важно после прочтения рассказа обсудить его с детьми, задавая вопросы вроде «О чем эта сказка?» и выделяя, что в них заложено много значимой информации. С помощью образов героев сказка стремится чему-то нас научить, и нам необходимо угадать, чему именно. Ключевое – создать такие условия, чтобы ребенок мог задуматься о значении и многозначности ситуаций. В этот момент он начинает осваивать философские аспекты жизни: события не всегда однозначны, и даже трудные моменты могут обернуться благом. Наша задача – объяснить детям, в каких жизненных ситуациях они могут применять уроки сказок. Так волшебные истории становятся частью их жизни и помогают осознать происходящее.  Если мы заметим негативные проявления поведения у ребенка, то всегда сможем обратиться к сказочным героям. Я считаю, что главная цель – формулировать вопросы, побуждающие детей к размышлениям, а не просто был материалом для заучивания

     Для сказкотерапии характерно многообразие форм, методов работы, в том числе за счет интеграции с методами других направлений экспрессивной терапии (арт-терапии, игровой, песочной терапии, драматерапии, библиотерапии, куклотерапии, имидж-терапии).

      В своей практике использования сказок я стараюсь следовать нескольким основным принципам:

       1) принцип осознанности (необходимо показать детям, что одно событие тесно связано с другим, даже если это на первый взгляд не очевидно. Важно осознать роль, закономерность появления и функции каждого персонажа в сказке).

       2) принцип множественности (анализировать одну и ту же сказочную ситуацию с различных точек зрения. С одной стороны, событие происходит так, а с другой, может быть иначе).

       3) принцип связи с реальностью (тщательно и терпеливо исследовать сказочные ситуации, чтобы понять, как полученные уроки могут быть применены в повседневной жизни и в каких конкретных случаях они окажутся полезными).

педагог-психолог
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №12" г.Усинска
Елена Сергеевна,

Боровченко

+7 (82144)45-235

zvezdochka-usinsk@yandex.ru