В индивидуальных консультациях я применяю терапевтические сказки-метафоры для помощи детям в преодолении психологических трудностей. Несмотря на различные сюжетные элементы, каждая такая сказка нацелена на то, чтобы помочь ребенку упорядочить свои внутренние переживания, открыть что-то новое и внести желаемые изменения в свою жизнь.

          Какова же сила терапевтических сказок? Их содержание воспринимается на двух уровнях: осознанном и подсознательном. Ребенок воспринимает сюжет как вымышленный и сочувствует героям, ассоциируя себя с ними, оставаясь при этом в восприятии, что это не о нем. В то же время, его подсознание принимает информацию как истинную и запускает новые механизмы поведения. В своей практике я долго размышляла, что лучше - читать или рассказывать сказку? Я выбрала рассказывание, так как это способствует созданию эмоциональной близости и поддержанию зрительного контакта. Однако чтение тоже важно, ведь оно помогает ребенку знакомиться с литературой, что окажется полезным в будущем.

В процессе психологической работы существует ряд специфических нюансов, касающихся рассказывания терапевтических сказок, поскольку результативность их воздействия в значительной мере зависит от грамотно организованного процесса повествования.

           1. Важно создать для ребенка «зону безопасности». Сюжет может включать как реальные, так и выдуманные элементы: действующие лица могут быть знакомыми, героями любимых книг или мультфильмов, а также вымышленными существами и предметами. Это разнообразие помогает ребенку сохранить ощущение игрового процесса. В такой атмосфере он не испытывает чувства вины или страха, а лишь слушает и учится, сопоставляя новое с известным.

          2. Сказку следует рассказывать непринужденно, словно случайно. В моменты, когда защитные механизмы ребенка ослабевают – отступления в диалоге – он становится особенно восприимчивым к вашим словам.     

          3. У каждой сказки должно быть логичное основание. Например, можно начать с фразы: «У одной знакомой девочки на окне стоял такой же цветок…» – и плавно перейти к самой истории.

         4. Не нужно обсуждать терапевтическую сказку сразу после ее завершения. Позвольте ребенку погрузиться в метафорический мир.

         5. Не перезагружайте ребенка терапевтическими сказками и историями, чтобы он не утратил к ним чувствительность.

 

        На протяжении нескольких лет я применяю сказкотерапию для помощи детям в адаптации к условиям детского сада, а также в процессе их оздоровления. Для этого мне необходимы специальные принадлежности, такие как ящик для песка, цветной песок, мелкие игрушки или фигурки из пластилина, а также природные материалы. Прежде чем приступить к играм, мы обсуждаем правила: нельзя ссориться, бросать песок и разрушать постройки других детей.

        Сеансы сказкотерапии проходят в песочнице, где разворачиваются сказочные сюжеты, которые дети сначала наблюдают и слушают, а затем могут трогать персонажей и строить дома. Песок играет важную роль, помогая ребенку отпустить негативную энергию и отвлечься от реальности. Вместе с детьми мы создаем песочные картины и придумываем различные истории, что помогает развитию их сенсорных навыков и исследовательского мышления.

        Основными инструментами в нашей работе являются игры с песком и природными материалами, такими как камни и ракушки, палочки, брусочки. Они быстро увлекают детей, переключая их настроение с печали на радостное взаимодействие, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой.

        Любой из нас при желании может стать хорошим сказкотерапевтом. Для этого нужно самому стать сказочником и немного волшебником – и дети не останутся у вас в долгу.

       Вот методы сказкотерапии, которые успешно используются в в работе:

 

Рассказывание сказки.

         Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом  можно наблюдать, что происходит в процессе рассказывания с ребенком.Психолог или педагог вместе с ребенком могут совместно создавать сказку, при этом драматизируя не только весь рассказ, но и его отдельные моменты. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

        Самостоятельное продолжение сказки и ее пересказ дает возможность увидеть спонтанные эмоциональные реакции ребенка, которые чаще всего остаются незамеченными в его обычном поведении, но тем не менее имеют большое влияние на его внутренний мир.

Рисование сказки.

        Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребёнок воплощает все, что его волнует, свои  чувства и мысли. Это помогает ему избавиться от тревоги или других неприятных эмоций. Важно отметить, что не имеет значения, насколько качественным будет изображение. В состоянии сильных эмоций в творческих работах взрослых и детей могут появляться всяческие чудовища, огненные элементы или мрачные краски. Новый рисунок на ту же тему может уже не содержать такой напряженности, а цвета будут более светлыми и гармоничными. Для рисования желательно использовать краски: гуашь – если  нужно передать конкретный образ, или акварель, если акцент делается на личные ощущения и эмоции.

Сказкотерапевтическая диагностика.

      С помощью определенных сказок и кукол можно проводить диагностику тех или иных проблем ребенка.Беседа с ребенком для диагностических целей может проводиться как в присутствии родителя, так и без него. Эффект диагностики во время рассказа сказки достигается благодаря тому, что: Образный мир сказок позволяет ребенку отождествлять себя с героями. Ребенок связывает свои мысли и переживания с эмоциями и мыслями персонажа сказки, обсуждая их. Ответы, которые ребенок дает на вопросы взрослого, помогают понять текущее эмоциональное состояние ребенка и его представления о дальнейшем развитии ситуации.

Изготовление кукол.

      В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы. По мнению Гребенщиковой Ларисы Геннадьевны, любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т.к. в процессе изготовления куклы происходит изменение личности. В ходе такого процесса у детей улучшаются навыки мелкой моторики, креативное мышление и способность сосредотачиваться. Создавая куклу, активируются механизмы проекции, идентификации или замещения, что способствует достижению конкретных результатов.

педагог-психолог
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №12" г.Усинска
Елена Сергеевна,

Боровченко

+7 (82144)45-235

zvezdochka-usinsk@yandex.ru