Сказкотерапия может проводиться в двух формах: индивидуальной и групповой. Групповая форма является более распространенной и эффективной, так как отличается динамичностью и позволяет включать больше разнообразных игр, драматизаций и импровизаций.Для детей в возрасте детского сада выбираются сказки с животными в роли главных персонажей. Младшие дошкольники склонны соотносить себя с домашними питомцами и имитировать их поведение.
Дети, которые не видят свою значимость, с любопытством воспринимают истории о волшебных метаморфозах. Для них важно понять, как осуществить позитивные изменения в себе, чтобы принять свою реальность и определить последующие шаги. Они не способны сформулировать свои проблемы, так как не догадываются о их наличии. Сказка о том, как лягушка превращается в принца, может помочь ребенку адаптироваться к ситуации, если он оказался в приемной семье. Вместо чтения удачным вариантом станут мультфильмы, созданные на основе известных литературных произведений.
Волшебные сказки помогают обрести уверенность, что в жизни могут происходить чудеса. Такой жанр подходит детям 6–7 лет.способствуют формированию устойчивости к стрессу и стремлению преодолевать трудности. Здесь важно проявить контраст и выразительно читать текст. Если речь идет о народных сказках, то финал часто изменяют на более позитивный, чтобы дети могли искренне посмеяться. Таким образом, создаётся уверенность в том, что всё страшное в конечном итоге заканчивается хорошо. Стиль страшилок предназначен для детей старше семи лет.
Свойства этого «волшебного» средства могут быть перечислены бесконечно. Сказка выполняет функции диагностики, коррекции и профилактики.
Воздействие сказкотерапии основано на пяти типах сказок: художественные, дидактические, психотерапевтические, психокоррекционные и медитативные. Сказкотерапия не обеспечивает мгновенного результата. Порой требуется значительное время и упорная работа, чтобы преодолеть проблему. Простой чтение сказки недостаточно. У гиперактивных детей возникают трудности в понимании сложных эмоций, поэтому важно акцентировать внимание на положительных поступках персонажей и мягко направлять ребёнка к поиску решений своих проблем в контексте сказки, обсуждая ключевые моменты.
При создании сказки в рамках групповой деятельности важно придерживаться определенной структуры:
1. Определяем образ главного героя. Главным персонажем истории может стать широкий круг действующих лиц: от обычных предметов и животных до людей, магов и явлений природы. Главное, чтобы герой вызывал положительные эмоции у ребенка и был ему близок. Он должен отражать некоторые черты характера ребенка и включать те аспекты поведения, которые вы хотите развить. Выбор имени также может передать характер героя.
2. Вводим героя в конфликтную ситуацию. Опирайтесь на реальные конфликты, которые вы наблюдали, придавая им художественную форму. Важно разобраться в причинах конфликта — что именно провоцирует нежелательное поведение? Старшие дети могут самостоятельно определить это.
3. оздаем образы друзей, помощников и антагонистов, которые могут стать преградой. Друзья могут представлять позитивные качества, указывая на конструктивные способы решения проблем, в то время как враги олицетворяют страхи и сомнения.
4. Обучающие моменты, когда герой преодолевает трудности с помощью. Эти ситуации служат для закрепления правильных реакций и демонстрации различных способов справляться с проблемами.
В метафорической форме некоторые сложности в преодолении препятствий могут решаться разными путями, например:
• Прямая конфронтация: уничтожение дракона при помощи меча, то есть решение проблемы силовым методом (часто используется при борьбе с неуверенностью и неспособностью дать отпор агрессорам в реальной жизни). Альтернативным подходом может стать применение хитрости, способность взглянуть на ситуацию с неожиданной стороны и обернуть её в шутку, так как порой смекалка и ум превосходят физическую силу (например, Кот в сапогах победил Людоеда).
• Использование магических артефактов и помощников (герой получает защитные предметы-талисманы, что внушает ему чувство защищенности и уверенности);
• Мудрый совет. Например, главный герой получает наставление от уважаемого мудреца в волшебной стране и следует его указаниям.
• Теперь герой самостоятельно справляется со всеми трудностями. Он обретает новые знания и опыт правильного поведения, но ему все еще нужно углубиться во «внутренний план» и сделать эти уроки своими. Друзья должны подбадривать и хвалить его, что помогает повысить уверенность в своих силах. На данном этапе происходит преодоление личных барьеров и страхов либо коррекция поведения и исправление прежних ошибок.Осознание самого себя в новом качестве в результате одержанных побед.
Наконец-то герой становиться уверенным, что делает все правильно, потому что он получает положительную обратную связь от окружающих, конфликтных ситуаций больше не возникает. Герой понимает, он справился со всеми сложностями и стал другим.
5. Позитивный финал – торжество, на котором все отдают должное особым заслугам героя. Получение новых возможностей благодаря победе над собой.
6. Вопросы к сказке. Их также можно придумать вместе с ребенком. Проработка вопросов дает ребенку обратную связь, т.е. как могут оценивать поведение главного героя окружающие и что они при этом чувствуют.
Сказка приобретает терапевтический эффект лишь в том случае, если ребенок начинает ассоциировать себя с персонажами, способен увидеть связь между развитием событий и своей жизненной ситуацией, а также извлекает урок или осознает скрытое значение (метафору).
Боровченко
zvezdochka-usinsk@yandex.ru